Что такое роялти во франшизе
Под роялти принято понимать платежи, которые человек, купивший франшизу, должен каждый месяц отчислять компании. Это необходимо делать, чтобы иметь право пользоваться брендом фирмы/компании, ее опытом и деловой репутацией, технологиями производства.
Человек, который обязан ежемесячно выплачивать роялти, – это франчайзи, то есть покупатель франшизы. А продавец, который позволяет пользоваться собственным интеллектуальным продуктом – франчайзер.
Как рассчитывается платеж
Размер роялти определяется перед заключением договора, после согласования ключевых моментов между франчайчи и франчайзером. Последний имеет право требовать от покупателя проценты с продаж или маржи (установленной разницы между ценой и себестоимостью товара), поскольку прибыль будет зависеть от успешной реализации продукции. Также собственник франшизы имеет право установить так называемые прогрессивные или регрессивные шкалы ежемесячных отчислений.
В состав платежей могут также включаться и другие доходы, например, отчисления за рекламу. Это расценивается, как продвижение бренда и его популяризация. В некоторых сделках такие условия могут оговариваться заранее, поэтому закладываются в ежемесячные проценты. Франчайзер часто использует полученные средства на то, чтобы и дальше продвигать торговую марку.
Также на размер платежей влияют следующие факторы:
- количество предоставляемых услуг;
- себестоимость оказываемых сервисов и услуг.
Перед подписанием договора предприниматели оговаривают условия сотрудничества, в том числе и количество услуг, возможность их расширения. Некоторые бизнесмены покупают сразу всю сеть франчайзинга. Компания может выбрать такой вариант оплаты процентов, который называется «с оборота». Это означает, что франчайзи должен каждый месяц платить владельцу марки по 10% с продаж за предыдущий месяц.
Выплату процента с маржи выбирают те, кто покупает всю сеть. Легче один раз установить и регулировать ценовую политику и отчисления. В таком случае могут быть установлены выплаты с наценки на тот или иной вид товара, при условии, что франчайзи четко контролирует ценовую политику оптовых и розничных продаж. Выбор расчетов с помощью маржи является оптимальным, если наценка на продукцию разная.
Многие товарные франшизы вообще не предусматривают роялти. Франчайзер получает прибыль за счет того, что франчайзи ежемесячно закупает у него товар. И чем больше будут размеры заказов, тем выше прибыль франчайзера. При этом никаких платежей осуществлять не надо.
Разница между роялти и паушальным взносом
Иногда франчайзи выплачивает только одноразовый взнос, который и называется паушальным. Он четко фиксируемый, оговаривается во время подписания договора концессии. А вот роялти является регулярным, ежемесячным платежом (четко установленная сумма или же процентная ставка). Например, бывает, что компания для конкретного региона устанавливает роялти на уровне фиксированной ставки, а для областного центра еще и процент от продажи того или иного вида товара, услуг, предоставления сервисного обслуживания.
Паушальный взнос является первоначальным капиталовложением, поэтому в его сумму заложена цена за регистрацию новой компании, начинающей свою деятельность. При формировании суммы паушального взноса франчайзер учитывает такие статьи расходов:
- необходимость арендовать цех или торговый зал, хотя иногда нужно снимать и офис;
- вложение средств в подготовку квалифицированных кадров и специалистов, которые будут трудиться в новой фирме;
- организация и проведение различных маркетинговых исследований, анализ полученных данных и их обработка;
- составление бизнес-плана новой компании;
- организация мероприятий для того, чтобы продвигать новый бизнес на рынке, расширять круг деловых контактов.
Могут в такой вид взноса включаться и различные специфические траты, которые оговариваются в индивидуальном порядке. Все зависит от того, в какой сфере работает компания, насколько популярной на рынке является ее продукция и т. п.Паушальные платежи франчайзеры могут тратить на то, чтобы организовать новый бизнес, поддержать партнера и его предприятие, помочь ему выйти на рынок и освоиться там. В свою очередь, роялти будет расходоваться, чтобы развиваться торговую сеть компании. В частности, это предусматривает наем специалистов, размещение рекламы, организацию дополнительных сервисов и предоставление сопутствующих услуг. Привлекать к этому процессу могут и нового партнера, которым является франчайзи.
Такой вид платежей в бизнесе принято считать взаимовыгодным. С одной стороны, продавец получает нового партнера, который будет расширять его дело. С другой – новый предприниматель, выходящий на рынок, получит всестороннюю поддержку, возможность пользоваться технологиями и достижениями «материнской» компании.
Всё ещё не зарегистрировали свой бизнес? Откройте ИП или OOO бecплaтнo онлайн. Даже если вы ещё не решились регистрировать свою деятельность, вы можете подготовить документы на открытие ИП или ООО с помощью сервиса прямо сейчас, а в дальнейшем подать их на госрегистрацию в удобное для вас время.